блог с нерегулярными выражениями

Позднее Ctrl + ↑

Линкопад #5

  1. Проект Beeple, который с 2007 года ведет дизайнер Mike Winkelmann — потрясающие 3D графика и клипы.
  2. Ретро-футуристический арт Якуба Росальски
  3. Симулятор дорожного движения: наглядная визуализация эффекта «бутылочного горлышка».
  4. Краткая история оркестра, очередной шедевр от «Арзамаса»
  5. A Bike In A Backpack — пока забавный концепт, но имеющий право на жизнь.
  6. Сколько стоит Gulfstream? (Behind the Scenes at Gulfstream Aerospace)
  7. Мозаичная энциклопедия животных Северной Америки в правительственном здании Д.У.Пека, Цинциннати (Автор — Charley Harper, 1964 г.)
  8. Финский военный фотоархив с 1939-1945 гг.

«Архитектура как средство коммуникации»

Цикл лекций Вадима Басса на Арзамаcе

Архитектура окружает нас, это часть нашей повседневной жизни и мы видим её каждый день. Доцент факультета истории искусств Европейского Университета в СПб Вадим Григорьевич Басс повествует о том, как развивались коммуникативные навыки архитектурных стилей и эпох. Одна из многих жемчужин на Арзамасе, не пожалейте времени посмотреть все 8 лекций.

Хайлайты

Про общее:

  • Простейшая информация приходит из фасада здания: доходные дома или дома-коммуналки
  • Архитектор доказывает обществу состоятельность избранных решений, а способы доказательств могут быть различны. В античности — это «выращивание» гармонично сложенного, как человек, здания, в 18 веке — «игра в кубики», комбинаторика, но при этом форма здания говорит о назначении этого здания.
  • Архитектура — смесь пространственно-обозначенной объективной реальности и искусства убеждения. К середине 20 века архитектура стала уходить от «здания как выглядит» к «здание к чему предназначено». Например, колонны и арки — колонны это структура, это скелет, а арки чистая коммуникация, т. е. здание говорит нам для чего оно сделано, арки вообще можно убрать.
  • Архитектура представляет нас в истории. Бывают течения и здания которые чётко говорят о своём времени рождения в рамках двух-трёх годов, а бывают течения, которые вне временных рамок. У некоторых небоскрёбов 1940-х годов можно сейчас поставить современную машину и все будет смотреться гармонично. Или, например, «Венский стул» (автор — Михаил Тонет), которая равносовременная вещь.
  • В 16 веке античную архитектуру рассматривали не как далёкую, а как вполне себе современную, в 18 веке создаётся ментальная дистанция от античной архитектуры, величественно-идеальной.
  • А античность вообще-то полихромная, яркие краски, немного кудряво-китчевые на самом Парфеноне, что очень далеко от представления об античности как о белом-величественном-спокойном с благородной простотой. Как с цифровой фотографией, фотографируем ерунду, переводим в ч/б и получается арт.
  • Архитектура очень связана с понятием подлинности. Это наблюдается например на изменении идеологии реставрации,которая существенно менялась в течение последних полутора веков. Сначала была теория Виолле-ле-Дюка, т. е. здание нужно восстанавливать до того «первозданного идеального состояния» в котором здание может быть и не было никогда. Потом понадобилось две мировых войны чтобы понять, что не искусство сохраняется, а камни. Искусство можно разрушить нажатием одной кнопки.
  • Поэтому в 1964 г. появилась Венецианская Хартия — при реставрации надо чётко показывать где старина, а где новодел.
  • Ар-деко — архитектура «для людей в настоящем», архитектура 20-го века между войнами, архитектура адекватности. Упрощение форм, отбор важного. Точность (много металла как материала с точными формами) и технологичность (4 этажа в неделю при строительстве Эмпайр-стейт-Билдинг)

Про войну:

  • Раньше война была «парадным» театральным зрелищем в культуре. Понадобился весь 19 век, чтобы изжить эту парадность (реалистичные картины ужасов Русско-Турецкой войны в полотнах Верещагина). Да и отношение к боли, к рукотворным страданиям меняется — появляются операции под наркозом. Упрощается военная форма, становится менее парадной, более массовой функциональной. + конвенции: как можно и как нельзя вести войну.
  • Монументы архитектуры — «сообщения» что жертвы были не напрасны (как, например, сказать, что «Верденская мясорубка» была не напрасна, хотя фронт почти не сдвинулся), увековечивание памяти. Причём на монументах французских — имена и павших в Первую и Вторую. У нас же только в Великую Отечественную.
  • Но, к сожалению, хороший качественный монумент это элемент забвения, а не памяти (переживания внутри были высказаны, выплеснуты, их уже внутри нет), поэтому Европа, например, между двумя войнами ничему не научилась. И потом, мы в 20-м веке стали толстокожими, нас трудно пронять и архитекторы вынуждены искать очень сильные (порой на грани) решения и приёмы.
  • Из современного умного монумента изгоняется ощущение «я не с вами, я отстранён». Ещё один важный момент — как жить постоянно с монументом? Либо мы его видим каждый день и вызываем переживания, либо в один прекрасный момент просто отключаем его из «эмоционального поля видимости».
  • Дикий бум популярности стадионов после войны: все натерпелись и в условиях зажатости есть место, где выплеснуть эмоции.

Про имперские амбиции:

  • Архитектура для диктаторов: нео-классицизм. Советские архитекторы 30-х годов были поставлены в рамки поиска новой мысли в архитектуре, немецким повезло больше — Гитлер два раза поступал в Венский университет, умел рисовать эскизы домов и Шпеер был его личным архитектором.

«Правоверность — состояние бессознательное» (Д.Оруэлл, «1984»)

  • Т. е. стоит только выйти из под  обаяния «советской архитектуры нео-классицизма» как она становится убогой и смешной, поскольку в нео-классицизме нарушены многие классические догмы и правила.
  • В Италии, наоборот, профессиональная этика мастеров возобладала, поэтому в 1930-40-х годах итальянская архитектура произвела много шикарных вещей.
  • Распространение архитектуры империи на провинцию (зачастую не учитывая мысли и чаяния аборигенов) — например, самые высокие здания в Варшаве были построены Царской Россией (Польша как губерния) и СССР после войны (Польша как член блока). Т. е. элемент утверждения национального стиля в архитектуре.
  • Финский национальный романтизм был создан под влиянием чаяния народа. Очень чистый, очень стильный, «архитектура для народа», а не для больших идей.

Про церкви:

  • Большинство архитекторов 20-го века были не религиозны, но церковная архитектура также претерпела изменения. Церкви стали менее сентиментальны, не дают моральной подпорки для тех, кто в них пришёл — они холодные, немного несерьёзные. Т. е. пришедшие вынуждены работать только со своими внутренними религиозными настроениями и переживаниями и быть более дисциплинированными.
  • Кроме того, есть два полюсных направления — мега-большие церкви (часто невысокого архитектурного вкуса) в США и Европе и очень светлые, белые, модернистские, малых форм у скандинавских стран (протестантская религия предполагает больше свобод). Иногда есть вообще минималистские утонченные решения у японских архитекторов или очень «дизайнерские» церкви, которые вообще мало похожи на церковное сооружение, а больше на бренд дизайнера-архитектора.

«Твиты о Вселенной»

В 2010 году два научных журналиста и популяризатора науки Маркус Чаун (@marcuschown) и Говерт Шиллинг (@govertschilling) решились на необычный эксперимент — в рамках ограниченного ресурса сообщений твиттера создать еженедельную рассылку на астрономическую тематику, где рассказывали своим читателям о вещах простых как радуга и сложных как нейтронные звезды.

В итоге все эти твиты (естественно) вылились в полноценную книгу «Tвиты о Вселенной» (Tweeting the Universe), которую я рекомендую к прочтению всем, кто интересуется нашей вселенной и явлениями нас окружающими. Читается книга легко, благодаря сжатому, но четкому стилю повествования (отдельное спасибо переводчикам, что почти всегда смогли адаптировать русский перевод в 140 символов), главы о звездах неискушенному физикой читателю могут показаться чуть сложными, но их можно без ущерба общей картины пропустить.

Ну и потролить креационистов ребята-журналисты тоже любят:

· Если бы гравитация была на несколько % сильнее, она бы сжала/нагрела солнечное ядро так, что топливо выгорело бы менее чем за 1 млрд лет, — этого времени недостаточно для развития разумной жизни.
· С другой стороны, если бы гравитация была на несколько % слабее, солнечное ядро не смогло бы достаточно сократиться/нагреться для того, чтобы создать все. Жизнь не смогла бы зародиться на Земле.
· Аналогично, если бы ядерные силы были на несколько % больше, Солнце сожгло бы топливо не за 10 млрд лет, а горело бы менее 1 секунды, и мы получили бы взрыв!
· Всюду в природе, куда бы мы ни бросили взгляд, оказывается, что законы физики «тонко настроены» под наше пребывание здесь.

Астромелочи #1

Celestron AstroMaster 70EQ + T-adapter + Canon EOS 1100D
В прямом фокусе без линзы Барлоу получше не вытянуть.

«Типология галлюцинаций»

Лекция психолога и психиатра Игнатия Журавлева

Досмотрел замечательную лекцию о галлюцинациях. Небольшая выжимка:

  1. Галлюцинирует тот (галлюцинант), кто убеждён, что он нечто воспринимает, но реального объекта для органов чувств нету.
  2. Возникают непроизвольно.
  3. Фонематический слух — люди, говорящие на разных языках по-разному слышат звуки человеческой речи. Поэтому мы все немного галлюцинируем. Носитель японского языка, например, может слышать в слове «Симферополь» лишние звуки, типа «Симпероуполи», а представитель узбекского не «трактор», а «тырактор».
  4. Иллюзия — объект есть, но видим другое, галлюцинации — объекта нет.
  5. Типы галлюцинаций:
    • функциональные галлюцинации — может быть стимуляция реальностью, например слышим голоса при шорохе листьев или включенном кране с водой.
    • Истинные галлюцинации — те, которые не отличают от реального объекта, возникают в объективном пространстве среди других предметов (типичный пример — белая горячка), образы множественных мелких живых существ в основном. Возникают при интоксикациях (алкоголь, наркомания) и органических поражений мозговой ткани. Поскольку сознание помрачено, то мало что помнят из приступа или фрагментарно только. (Симптом Липмана — у больных алкогольным делирием при надавливании на глазные яблоки при закрытых веках возникают зрительные галлюцинации.)
    • Псевдогаллюцинации — возникают и воспринимаются в особом пространстве. Уже не в субъективном, но ещё не в объективном — плывущие образы, проникающие через стену, зависающие в воздухе и т. д. Привидения, голоса в голове (синдром Кандинского-Клерамбо или синдром одержимости), например. Больные помнят свои переживания, т. к. сознание не помрачено, и иногда в процессе подлечивания со смехом или с критикой вспоминают.
  6. Шизофрения — неизлечима
  7. И наконец: — почему мы не в Матрице? Строение мозга доказывает — мозг отображает среду, без внешних стимулов внутри мозга не образуются никакие связи.

Таксомерный план Санкт-Петербурга

Натолкнулся тут на чудесную вещь — «Таксомерный план С.Петербурга для извозчиков 1904 года» (по ссылке можно скачать полную версию).

На данном плане улицы разделены на участки в 83 сажени (примерно 1 минута езды) с указанием стоимости проезда в дневное и ночное время (внизу в легенде).
Т. е. чтобы, например, добраться с вечернего экспресса Николаевского вокзала (ныне Московский) до «меблирашки» доходного дома Фёдора Ивановича Лидваля, что на Малой Посадской улице, российскому пассажиру необходимо было заплатить 55 копеек (40 по тарифу + 15 за посадку на вокзале) за 25 минут езды. Для сравнения — в 1904 году на эти деньги можно было купить чуть более одного фунта коровьего масла.

Линкопад #4

  1. Зимний Красноярск в потрясающем видео от Максима Верхотурова
  2. «Ask a Mathematician» — Блог, в котором математики (а зачастую и физики) отвечают на простые и обывательские вопросы. Присутствует изрядная доля формул.
  3. Интервью с крутыми ребятами из компании «Моторика». Редкий пример, когда новейшие технологии реально ставятся в помощь людям с ограниченными возможностями. Вдвойне отрадно, что происходит это все у нас.
  4. Классные low-poly illustrations. Автор: Mark Kirkpatrick.
  5. «Атлантида русского Севера». Весьма рекомендую к просмотру всем, кто интересуется современной жизнью нашего северного края. Великолепные съемки вкупе с «душеполезными песнями» Сергея Старостина.
  6. Инфографика о флагах: цвета, статистика, символика.

Танковый фестиваль «Боевая сталь»

В воскресенье решили съездить на танковый фестиваль, который проходил в Петергофе. Добраться к началу сего действа не удалось по причине километровых пробок на съезде с КАД, а затем и поиска места для парковки. Было ощущение, что половина Питера точно выехала в этот погожий денёк именно сюда. Поэтому первая часть марлезонского балета нами была практически упущена и мы поспели только к баталиям Второй Мировой. Стоять в огромной очереди на «пострелять холостыми и покататься» не хотелось, поэтому пошли сразу на полигон событий. (За катание маленьких детей на броне без родителей организаторам отдельные лучи недовольства!)

Справедливости ради, надо заметить, что на фестивале не было реальных экспонатов техники. То, что на этом и некоторых других снимках — мало-мальски аутентичные реплики.

Пока зрители занимали свои места, действующие лица также расходились по диспозициям.

Все действо началось с атаки на советский укрепрайон, которая была отбита силами самоходок, минометов и «такой-то матери».

А затем в бой вступили «тяжелые» силы немцев. Но и они не устояли под натиском ответного удара.

Дело дошло и до рукопашной, в которой появились первые «трупы».

Закончилось это ожидаемым взятием в плен и последующим веселым братанием участников.

Несмотря на мелкие огрехи организаторов фестиваля, мы были в полном восторге. Надеюсь, что подобная практика не заглохнет и такие фестивали будут проводится регулярно.

Информационное табло вокзала

или идеи по дизайну интерфейсов

Натолкнулся на обсуждение разработки табло Курского вокзала в советах бюро Горбунова. Решил сделать для тренировки свой вариант с учетом рекомендации Ильи Бирмана о времени, как о главном измерении на транспорте. Получилась вот такая схемка:

Я постарался отобразить то, что на мой взгляд в табло должно присутствовать:

  1. Двуязычные названия основных элементов интерфейса
  2. Часы в единственном экземпляре и в более заметном месте
  3. Кроме акцента на время в полях «Отправление» необходимо сделать упор на те события, которые будут иметь место в самый ближайший промежуток — цветовая сигнализация о поездах, отправляющихся, например, через 5 минут.
  4. В полях «Прибытие» также можно делать акцентирование на изменение в ситуации — отметить опоздание поездов, смену платформы прибытия и т. д.

Китайская Sony с неонкой унутре

Попросили меня тут разобраться с одной видеокамерой Sony. «Шота качество при зуме не очень» — было сказано. Первый же взгляд на экран меню выдал в ней суровое детище темных подвалов дядюшки Ляо. Однако дальнейшее ковыряние потрохов сего «чуда» с гордым HD в названии выявило весьма забавные подробности. Начнем с того, что в одной из половинок корпуса был приклеен кусок кирпича (или что-то китайское-булыжниковое), заставляющее вспомнить небезызвестную цитату:

«Тяжесть — это хорошо. Тяжесть — это надежно. Даже если не выстрелит, таким всегда можно дать по голове.» (Snatch)

Справедливости ради, нужно отметить, что для стабилизации дрожания рук порой применяются утяжелители, но не в данном случае, когда «это» занимает всё пространство оптической системы. Да-да, вместо оптики использовалась обычная камера от телефона посредственного качества, в связи с чем оптический зум отсутствовал напрочь. Хорошо хоть «Carl Zeiss» не написали на корпусе, стеснительные попались.

В общем, как говорится, пока своими глазами не увидишь, до конца не поверишь в гайки на термоклее в корпусах внешних hdd и других продуктов китайских сумрачных гениев.

Ранее Ctrl + ↓