«Вся кремлёвская рать» М. Зыгарь
Дошли руки прочитать книгу «Вся кремлёвская рать», название которой является аллюзией на роман Роберта Уоррена. Написана книга главным редактором «Дождя» Михаилом Зыгарем, в сжатой форме попытавшимся обрисовать историю российской государственности от момента операции «преемник» в 1999 году до дел дней сегодняшних на Украине.

Несмотря на конъюнктурный отблеск читается книга весьма легко и занимательно. Порой автора подводят фактологические ошибки (как, например, с тем же Бесланом и теорией-фэнтези Савельева), порой кремлёвские и околокремлёвские слухи просто выдаются за факты, но в целом книга производит свежее впечатление.
Выписал некоторые любопытные цитаты:
«Креативный класс, как называл Владислав Сурков участников протестов на Болотной, с тех пор проклят — он изменил Путину. С этих пор никаких попыток понравиться интеллигенции, продолжить говорить на одном с ней языке Путин больше не будет предпринимать. Он решил, что средний класс его предал — те люди, которым он дал стабильность, достаток, возможность путешествовать, брать кредиты, потреблять в свое удовольствие, — они не оценили всего этого. Они не удовлетворились тем, что нулевые, по сути, стали самым благополучным десятилетием за всю историю России.»
«Но главным героем парада стал министр обороны Сергей Шойгу. Телезрителей впечатлило то, что перед тем, как принять парад, Шойгу снял фуражку и перекрестился. Коммунистические и православные традиции слились воедино, образовав невиданный доселе путинский ритуал.»
«Поставьте себя на мое место, — так пересказывает один из знакомых Юрия Ковальчука его слова, произнесенные в дружеском кругу. — Если я буду ему надоедать, как Кудрин, говорить ему то, что ему не нравится, перечить — чем это для меня закончится? Я уменьшу свой доступ к телу, сам накажу себя еще сильнее, чем это сделали европейцы. Я сделаю себе еще хуже. Зачем мне это нужно? Ради кого?»
«Предприниматели, имевшие какое-либо дело с Сечиным, рассказывают, что у него есть одна любопытная особенность. Против любого бизнес-партнера Сечина всегда немедленно возбуждается уголовное дело. Просто так, на всякий случай. Чтобы партнеры были более сговорчивыми и контролируемыми. Довольно часто это не заканчивалось никаким судом — дело просто закрывалось»
«Возможно, антизападничество российских политиков — не паранойя, а тонкий расчет. Они знают свой электорат и стараются говорить с ним на одном языке. После „болотных протестов“ 2011—2012 годов они ориентируются на широкие народные массы. А те любят конспирологию, не любят Америку. Больше того, российские руководители знают, что если телезрителю не предложить простой и правдоподобный ответ на мучающий его геополитический вопрос, то он сам придумает что-нибудь похуже.»
«Путин не считал, что Россию со всех сторон окружают враги. Путин не собирался закрывать все независимые телеканалы. Путин не собирался поддерживать Виктора Януковича. Он не хотел проводить Олимпиаду в Сочи. Его приближенные думали, что они стараются угадать его замыслы, — на самом деле они осуществляли свои.»
Кстати, в процессе чтения было некоторое дежавюшное очучение: по стилистике фраз книга очень смахивает на «Золото партии» Игоря Бунича и повествовательную канву фильма «Товарищ Президент».