Звёздные войны: Сон в зимнюю ночь
Третьего дня была отсмотрена «первая» часть новой трилогии одной из самых известных в мире франшиз. Снял её, к сожалению, не дедушка Лукас, а диснеевских блокбастерных дел цирюльник J.J.Abrams, что процентов на пятьдесят предопределило дорогу, которая была выбрана на пути к фанатам. Дикие деньги, кинутые на дикую же раскрутку нового «эпического» полотна, ещё больше завысили планку, которая маячила перед режиссёром, но всё окончилось ожидаемым пшиком.
Как и бывает с кинолентами, которые поставили свою точку в повествовании и, по сути, не требуют продолжения. «Мы всё сказали, дорогие зрители, хэппи-энд и всё такое. Будем рады перепросмотрам наших фильмов в угоду увековечивания нашего киношного гения». Не спорю, есть миры и вселенные, богатые на сюжеты настолько, что можно хоть 30 трилогий снять, был бы зритель, взять того же Пратчетта. Но для этого надо иметь волю начать историю сызнова, а экивоки в сторону фанатов разных возрастов в итоге провалили общую канву и «Пробуждение силы», обливая кровью сердце, можно отнести к обычному второсортному блокбастеру для ненапряжного просмотра. К второсортному, Карл!
Начну с плюсов, коих не много. Мастер на создание красивой обертки, Абрамс не подкачал и тут. Пейзажи радуют глаз, бои выглядят зрелищно, ощущения пластмассовости мира, которое появлялось в 1-3 приквелах, не возникает. Новые действующие лица в виде BB-8 или Скайвокера-в-юбке также неплохо вплетены в общую картинку. Этого у активиста диснеевских принципов «ярко, шобы цепляло» явно не отнимешь.
А теперь придется расчехлить свой минусомёт и по пунктам пройтись комсомольской секирой.

Полная вторичность
Заимствования настолько явные, что впору их покадрово сравнивать на монтажном столе. Видимо в погоне за той частью аудитории, которая Ленина Хэмилла видела, режиссёр решил «А возьмём-ка сюжет Новой Надежды и отзеркалим его». В итоге, мы получаем очередного сбежавшего дроида с очень-важными-и-нужными сведениями на флешке и очередной Татуин, где Скайвокер-в-юбке мирно собирает хлам (да-да, главгерой теперь не подающий надежды фермер, а всего лишь мусорщик. В компанию штурмовика-сантехника, видимо), не подозревая о своем великом предназначении. Очередной перешедший на Темную Сторону ученик великого джедая, очередной конфликт отцов-и-детей, очередная атака на новую Звезду смерти, инженеры которой опять услужливо понараставляли рычагов отключения защитных полей и взрывающихся жизненно важных узлов снаружи. Теперь даже старичок Хан Соло сможет его отключить, прогулявшись до станции на своем «Соколе». И таких вещей в новом фильме вагон и маленькая тележка.
Отсутствие главгада
Одной из фишек вселенной Звездных Войн всегда было дистиллированное, практически черно-белое, если хотите, представление о борьбе добра-со-злом, об их равновесии. Гамлетовские метания «быть или казаться?» оставлялись за бортом, а абсолютизм добра или зла обнажался, реализовываясь к финалу в ожидаемый катарсис. А что мы имеем в новой части? Жалкая пародия в истерической личности, взывающей «дедушка, научи меня быть плохим!». Не исключаю, что дедушка в своем джедайском раю даже не переворачивался, а танцевал лезгинку при взгляде на всё это. Когда в середине фильма Кайло Рен снял маску, по залу прокатились женские («Какой красавчик») и мужские («Надень обратно») смешки. Мискастинг полный.
Проваливание сюжета
Сюжет разваливается на ходу, на ходу же его и пытаются сшить заметными даже невооруженным глазом нитками. Прозревший штурмовик, который решил порвать с дурной компанией и отказавшийся убивать «мирное население», потом без всякого зазрения совести крошит в винегрет своих бывших коллег по опасному ремеслу, с которыми он, на секундочку, воспитывался в сурового бойца с малых лет. Опять же, не знаю чего там им штурмовичка-командир с детства преподавала, но прилично стрелять они так и не научились.
Скайвокер-в-юбке вообще всех затмила. Какие-такие годы обучения у Йоды? Какое-такое познание Силы? Достаточно лишь отдышаться и сосредоточится и дедушка Люк будет нервно курить в сторонке, глядя как бывшая мусорщица легко и непринужденно управляет сознанием и световым мечом.
Однако следует остановится и задать логичный вопрос: почему же так получилось?
Можно, конечно, всё свалить на режиссёра, который решил подрезать курицу, могущую нести золотые яйца и так далее. Но мне кажется ситуация намного проще. Звездные войны, как франшиза, перестали быть интересным и культовыми. К сожалению, это так. Им нечего предложить новому зрителю, а снимать кино для фанатов — всегда финансово обременительно. Именно поэтому, как мне кажется, Лукас отдал индульгенции на своё детище. Звездные войны уже всё сказали, а вчерашние мальчишки уже наигрались деревянными световыми мечами во дворе, до хрипоты споря, кто будет Люком, а кто Вейдером. И тот, кто будет доставать из 30-летнего сундука старый сказочный кафтан и примерять его на новый лад, всегда будет выглядеть смешно и нелепо.